Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности МБДОУ- детского сада № 42
Основные помещения
Основные помещения - входят в состав каждой групповой ячейки (группы), используются только её контингентом.
В ДОУ имеется 6 групп.
младшая группа и группа компенсирующей направлености размещены на 1 этаже и имеют собственный выход.
На 2-м этаже размещены детские группы старшего возраста.
Из каждой детской ячейки (группы) обеспечивается два самостоятельных эвакуационных выхода на лестницу и непосредственно из здания.
Групповые ячейки имеют следующий универсальный состав помещений: игровая, спальная (5), раздевальная, туалет, размещаемых на одном уровне.
Игровая имеет прямую связь со спальной, туалетной комнатой, раздевальной. Пространство игровой обеспечивает свободное наблюдение воспитателя за детьми, без «закрытых зон».
Игровая для детей 3-7 летнего возраста включает 3 функциональные зоны:
- зона непосредственно образовательной деятельности (НОД) 5 образовательных областей (по подгруппам) , оснащена столиками, шкафами с подсобными материалами;
- зона тематических игр, разделенная на отдельные подзоны со специализированным игровым оборудованием;
- зона места воспитателя.
Питание детей организуется в зоне, где располагаются столики.
Игровая для детей до 3 лет делится на 4 функциональных зоны:
- игр и НОД;
- переодевания детей;
- их кормления;
- места воспитателя.
Оборудование игровых позволяет проводить трансформацию с изменением площади и назначения функциональных зон. Планировка помещения игровой старших групп предусматривает возможность трансформации в класс начальной школы.
Спальные оснащены индивидуальными кроватями.
Туалетные делятся на зоны: умывальная, уборные, зона закаливания. В группах старше 3 лет уборные раздельные . В группах до 3 лет туалетная является единым помещением, включающим умывальную и горшечную. В туалетных предусмотрен один умывальник для персонала. Для персонала установлен служебный санузел с унитазом и умывальником.
Приемная детских групп 3-7 лет включает раздевальную, рассчитанную на единовременное обслуживание всего состава группы, делится на зону раздевания и зону хранения одежды. Для хранения одежды детей используются одноярусные индивидуальные шкафы. Шкаф общего помещения для сушки. В составе зоны хранения размещается также индивидуальные шкафы одежды обслуживающего персонала группы. Через раздевальную проходит один из путей эвакуации из игровой.
Служебно-бытовые помещения
Служебно-бытовые помещения — обслуживающие работу МБДОУ- детский сад №42 в целом.
В состав служебно-бытовых помещений входят следующие:
- кабинеты: заведующей, методический, заведуюего хозяйством, медецинский, делопроизводителя;
- бытовые помещения персонала, в т.ч туалет;
Основные служебно-бытовые помещения размещены на 1 этаже.
Дополнительные помещения
Дополнительные помещения — не входят непосредственно в состав детских ячеек (групп), предназначены для поочередного использования детскими группами или отдельными детьми (физкультурный и музыкальный залы, логопедический кабинет, кабинет психолога).
Зал для физкультурных и музыкальных занятий посещаются детьми по расписанию.
Освещение — одностороннее верхнее. С целью максимализировать двигательную активность детей стационарное оборудование залов приближено к периметру, оставляя свободной середину помещения.
Комнаты специалистов имеют естественное освещение.
Сопутствующие помещения
Сопутствующие помещения — обслуживающие работу основных и дополнительных (пищеблок, прачечная, хозяйственные кладовые, медицинские кабинет) размещены на 1 этаже.
Коммуникационные и технические помещения
Коммуникационные и технические помещения— обеспечивающие внутреннюю взаимосвязь и, в случае необходимости, эвакуацию из здания,
Хозяйственная зона
В состав хозяйственной зоны входят хозплощадка с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников. Хозяйственная площадка расположена у входа в загрузочную пищеблока. Мусоросборники размещены на асфальтированной площадке.
В хозяйственной зоне обеспечена возможность подъезда и выезда спецтранспорта для вывозки мусора и транспорта, обеспечивающего загрузку пищеблока.
В состав хозяйственной зоны включено овощехранилище , место для просушки белья.
Оборудование прогулочных участков
В ДОУ имеется 6 прогулочных площадок. Прогулочные участки МБДОУ- детского сада №42 не примыкают непосредственно к магистральным улицам.
Озеленение и благоустройство
Озеленение участка МБДОУ- детский сад №42 предусмотрено в виде газонов, посадок деревьев, кустарников и цветников.
Площадь озеленения составляет не менее 50% общей площади участка .
Участок МБДОУ- детского сада №42 имеет ограждение высотой не менее 2,5 м.
Групповые прогулочные площадки ограждены кустарником.
Основной въезд на территорию МБДОУ- детский сад №42, проезды, хозяйственный проезд, хозплощадка и контейнерная площадка для сбора мусора имеют асфальтовое покрытие.
Игровая зона
Зона игровой территории МБДОУ - детского сад №42 включает в себя групповые прогулочные площадки, индивидуальные для каждой группы, оснащенные теневыми навесами, общую спортивную площадку.
На 5 групповых прогулочных площадках предусмотрен теневой навес с деревянным (дощатым) полом, огороженные от ветра с трех сторон.
Теневой навес не мешает двигательной активности детей, а также не создает «визуальную тень» для воспитателя, наблюдающего за детьми.
На групповых прогулочных площадках детей установлено различное стационарное игровое оборудование, соответствующее возрастной группе детей.
Общая спортивная площадка включает в себя следующие зоны:
- площадка с оборудованием для подвижных игр,
- площадку для командных спортивных игр,
- площадку с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами,
- полосы препятствий.
Пожарная безопасность
Устройство автоматической пожарной сигнализации предусматрено во всех помещениях, кроме туалетов,, кладовых овощей, охлаждаемых камер, технических помещений исключая электрощитовую. В помещениях МБДОУ - детский сад №42 используются дымовые автоматические пожарные извещатели. Сигнал системы автоматической пожарной сигнализации выводится в помещение охраны и в ближайшую пожарную часть.
Внутренняя отделка, включая покрытие полов на путях эвакуации, в зальных помещениях ДОУ выполнено из негорючих или трудногорючих материалов.
Условия питания и охрана здоровья воспитанников
Питание в МБДОУ - детский сад №42 организованно в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Предусмотрено наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов, мясных и молочных продуктов (ежедневно), рыбы и выпечки. Питание 5 разовое.
Контроль над организацией питания осуществляет медицинская сестра.
Информационно-образовательные ресурсы
В ДОУ осуществлен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям:
- 2 компьютера, объединенные в локальную сеть;
- 1 ноутбук;
- 1 мультимедийный комплекс; выход в Интернет;
- 3 принтера, ;
- 2 музыкальных центра, 1 ж/к цветной телевизор, 1 портативная мультимидийная колонка;
- 1 проектор, настенный экран.
Доступная среда
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
государство обеспечивает
(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное воспитание;
· внешкольное воспитание и образование;
· среднее общее образование;
· среднее профессиональное образование;
· высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ- детский сад №42
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В здание ДОУ обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в Учреждение. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудование объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Развивающая предметно-пространственная среда, организованная для воспитания и обучения обучающихся в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) формируется по принципу вариативности, доступности. При создании РППС ДОУ учитываются возрастные, и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности. Созданная РППС открывает нашим воспитанникам широкий спектр возможностей для их роста и развития.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими инклюзивное образование:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2017г. № 07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019г. № ТС–551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Локальными актами ДОУ (Положения о группах компенсирующей и комбинированной направленности, Положение о ППк).
Организация образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, разработана адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования.
Сведения о наличии оборудованных учебных помещений, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеются следующие помещения:
- 2 группы для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи);
- при необходимости могут открываться группы комбинированной направленности;
- Во всех группах имеются основные помещения для пребывания воспитанников с ОВЗ в детском саду (групповая комната, спальня, приемная, санузел, моечная).
Помещения оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. В группах имеется интерактивное оборудование, используемое для коррекции нарушений у детей. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ФАОП ДО.
Внутреннее пространство ДОУ, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:
- 2 логопедических кабинета, которые оснащены необходимым дидактическим оборудованием для общей реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ (ТНР);
- музыкальный (физкультурный) зал, обеспеченный стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий, праздников, логоритмики; необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий, досугов, развлечений. В данном помещении установлено мультимедийное оборудование;
- кабинет педагога-психолога, оборудование которого направлено на профилактику психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального настроя, развитие позитивного общения детей.
Средства обучения и воспитания для детей с ОВЗ и инвалидов
Средства обучения и воспитания, используемые в ДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, образовательные кинофильмы, образовательные фильмы на цифровых носителях).
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ имеется медицинский кабинет , оснащенный необходимым оборудованием и инструментарием.
Доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лицам с ОВЗ, к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
В ДОУ педагоги имеют доступ к информационно-телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.
Официальный сайт МБДОУ - детского сада №42 имеет версию для слабовидящих людей.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: видеофильмы, презентации.
Для организации образовательного процесса в ДОУ и дома, педагоги и родители пользуются следующими электронными образовательными ресурсами:
• Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - https://edu.gov.ru;
• Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;
• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru;
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
• Сайт для воспитателей детских садов. http://www.maaam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-vospitatelei.html;
• Развивающий детский сайт «Умка» - https://www.liveinternet.ru/users/5117382/post267619501/;
• Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru;
• Журнал «Дошкольное воспитание» - https://dovosp.ru/j_dv;
• Детский сад. Ру - http://www.detskiysad.ru;
• «Воспитатель ДОУ» - http://doshkolnik.ru.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В ДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- оборудование групп для детей с ТНР;
- оборудование логопедических кабинетов;
- оборудование компьютерной и мультимедийной техникой кабинетов и музыкального зала ДОУ.
Дети-инвалиды и воспитанники с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Методический кабинет
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно-дидактические пособия;
- наглядные пособия.
Безопасность
Территория участка ДОУ имеет периметральное ограждение и наружное освещение. Имеются 1 главный въезд с оборудованными автоматическими воротами и калитка с кодовым замком. На территории и в здании ДОУ установлено и функционирует видеонаблюдение и охранная сигнализация. Оборудован пост охраны. Для детей на участках имеются игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование – малые формы, соответствующие возрасту детей. Игровое оборудование и постройки безопасны, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Работники своевременно проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, по оказанию первой доврачебной помощи, по обеспечению пожарной безопасности. Имеется утвержденный план эвакуации детей и система оповещения работников на случай чрезвычайных происшествий. Раз в квартал проводятся практические занятия с персоналом и воспитанниками по эвакуации из здания в случае ЧС. Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка. В соответствии с требованиями СанПиН в полном объёме реализуется питьевой, тепловой и воздушный режим, о чем свидетельствуют акты надзорных организаций приемки ДОУ к учебному году.
Оборудование объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Питание организованно в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Предусмотрено наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов, мясных и молочных продуктов (ежедневно), рыбы и выпечки. Питание 5-ти разовое, на основе примерного 10-ти дневного меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не осуществляется.
Детям-инвалидам предоставляется бесплатное питание в соответствии с п.3 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Постановлением администрации города Орла от 30.06.2015 № 2567 «Об установлении родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях».
Информационно-образовательные ресурсы
официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - https://edu.gov.ru/
федеральный портал "Российское образование" - http: // www.edu.ru;
информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http: //windowПОРТАЛ .edu.ru;
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http:// scholl - collection.edu. ru;
федеральный центр информационно - образовательных ресурсов - http:// fcior.edu.ru
портал муниципальных услуг-http://uslugi.vsopen.ru
cоциально-институциональная сеть системы образования-http://www.sisso.org.ru
официальный интернет портал правовой информации - http://pravo.gov.ru/
все для детского сада:конспекты занятий,методические разработки ,сценарии детских праздников, игры и поделки МААМ.RU - http://www.maam.ru/